История Евпатории

Евпато́рия (укр. Євпаторіякрымскотат. Kezlev, Кезле́в) — приморский город-курорт на западе Крыма. Население — 107 040[6] чел. (2014). В разгар летнего сезона население Евпатории увеличивается в несколько раз. Ежегодно на отдых и лечение приезжает от 700 до 900 тысяч человек. Входит в городской округ Евпатория (Евпаторийский горсовет), которому подчинены также посёлки городского типа ЗаозёрноеМирный и Новоозёрное

Древнегреческое поселение, существовавшее на месте нынешней Евпатории, носило название Керкинити́да (греч. Κερκινίτις). После разрушения Керкинитиды на протяжении многих сотен лет городского поселения на этом месте не существовало. Во времена Крымского ханства был основан город, который крымские татары называли Кезле́в (крымскотат. Kezlev — «родник»), турки Гёзлеве (тур. Gözleve), а русские Козлов. После того, как Крым стал частью Российской империи, в 1784 году город «из-за неблагозвучности названия» был переименован в Евпаторию (по-гречески — «Благородная», «Рождённая благородным отцом»).

Город Евпатория можно условно подразделить на следующие районы:

·         Старый город. Охватывает зону старинной (дореволюционной) застройки от берега моря до нынешней улицы Интернациональной; сохраняет планировку средневекового Гезлева. Ограничивается улицами Интернациональной, Революции, Пионерской, Дм. Ульянова. Достаточно тихий район (кроме набережной им. Терешковой). Расстояние до моря — не более 700 м. Население — около 7 000 чел.

·         Санаторно-курортная зона. Расположена западнее Старого города, с юга по всей ширине омывается морем. Границы: озеро Мойнаки, проспект Ленина, ул. Пионерская. Здесь сосредоточены 38 санаториев, пансионатов и гостиниц. Благоустроенные пешеходные зоны — улица Дувановская, набережная имени Горького и прилегающие улицы; здесь же находится центральный парк им. Фрунзе. Население около 7 000 чел.

·         Центр. Расположен севернее курортной зоны. Ограничивается улицами Интернациональной (железнодорожный и автобусный вокзалы), Дм. Ульянова, пр-том Ленина и пр-том Победы. Преимущественно многоэтажная застройка, большое количество магазинов и другой инфраструктуры. Расстояние до моря — от 1 до 3 км. Население около 30 000 чел.

·         Район улицы Перекопской. Начинается от автомобильного кольца и охватывает частный и многоэтажный массивы, расположенные соответственно справа и слева от самой улицы Перекопской. Относительно близок к морю (от 100 до 400 метров). Есть летний микрорынок, магазины. Население около 10 000 чел.

·         Мойнаки и 8 микрорайон. Прилегает к одноимённому озеру (лиману). Ограничивается улицами Полупанова (переходящей в ул. 60-летия ВЛКСМ), Чапаева , Дёмышева и проспектом Победы. Преимущественно многоэтажная застройка. Рядом — грязелечебница «Мойнаки»; до моря — 20-40 минут ходьбы. Население около 20 000 чел.

·         За линией. Начинается за железнодорожным вокзалом. Ограничивается железной дорогой, улицей Чапаева и пр-том Победы. Включает в себя район улицы им. 60-летия Октября (пятиэтажки за подземным переходом ж.д. вокзала), 9-й микрорайон (многоэтажки) и «Планы́» (район частных домов). Население около 20 000 чел.

·         Слободка. Район частных домов. Начинается от ул. Короленко, идущей вдоль железной дороги. Ограничивается железной дорогой, улицей 2-й Гвардейской Армии, ул. Средней, ул. Интернациональной и ул. Рабочей. Население около 10 000 чел.

·         Пересыпь. Узкая полоса вдоль моря при въезде в Евпаторию (улицы Симферопольская и Лиманная), до Нового пляжа. Называется так от способности моря в период зимних штормов заливать и засыпать песком прилегающую к домам территорию. Несколько лет назад во избежание этого несчастья вдоль домов сделана невысокая бетонная дамба. Частные дома и несколько новых частных пансионатов. Расстояние до моря — 50-100 метров. Население около 1 000 чел.

·         Авиагородки. 5-й и 29-й Авиагородки (рядом расположены авиамастерские) находятся между бизнесцентром «Акватория» (при въезде в Евпаторию) и железнодорожной станцией «Евпатория-Товарная». Недалеко — самое крупное соленое озеро Крыма, Сасык-Сиваш (вдоль железной дороги). До моря — около 3,5 км. Население около 5 000 чел.

·         Спутник-1 и Спутник-2. Исключительно частные дома и коттеджи; население каждого микрорайона — около 3 000 чел.

·         Исмаил-Бей. Преимущественно частные дома. Население около 3 000 чел. Практически всё население — крымские татары.

  • Из природных лечебных факторов следует отметить уникальные грязи и рапу, морские и минеральные воды, воздух и солнце, песок и целебные растения. В черте города и в прилежащих местах по береговой линии расположены многочисленные мелкопесчаные пляжи. К востоку от города, в т. н. районе «Солнышко», песок пляжей крупнее, попадаются мелкие полудрагоценные камни. К западу от города тянется череда пансионатов, санаториев и пионерских лагерей.
  • В окрестностях города — к востоку и к западу от него — разбросаны озёра-лиманы МойнакиОтар-МойнакскоеЯлы-МойнакскоеСасык-Сивашское. Большой лечебной силой обладают грязи и вода этих озёр, высококонцентрированный соляной раствор — рапа. Озеро Мойнакское в конце 1990-х годов утратило свою ценность как месторождение лечебной грязи в связи с неконтролируемым сбросом в него пресной воды Северо-крымского канала.
  • Первый источник евпаторийской минеральной воды был открыт комплексной гидрогеологической экспедицией на территории Мойнакской грязелечебницы в 1959 году. Это вода хлоридно-натриевая слабощелочной реакции с температурой 39 °C. Позднее источники термальной минеральной воды были открыты на территории санатория Министерства обороны и Центральной курортной поликлиники. На пересечении улицы Фрунзе и проспекта Ленина находится бювет евпаторийской минеральной воды.
  • Интереснейший археологический памятник Евпатории — кяризы, древний водопровод, построенный предположительно в XV—XIV веках армянами, которые имели опыт подобного строительства, так как были связующим звеном Гезлева и Восточных стран, таких как Иран, Афганистан, Сирия и т. д. Представляет собой систему коридоров (кяриз) предназначение которых — снабжение города водой. В некоторых источниках карязы называются резервным водопроводом, использовавшимся в случае уничтожения врагом основного, идущего из-за города. Однако данное убеждение более чем неправильное. Гезлев находился в безводной степи, единственным пресным источником воды могли служить только колодцы, а какой смысл располагать колодцы за городом, поднимать из них воду и доставлять по водопроводу в город. Кяризы имеют несколько веток, идущих далеко за город, но проследить их примерное расположение можно и сейчас, имея схему Гезлева. Коридоры проходили под дворами домов, и в каждом дворе имелся колодец, через которых воду из кяриз поднимали на поверхность. Кяризы — это самоточный водопровод; осадки, грунтовые воды, проходя через разные слои почвы и фильтруясь через них естественным образом, попадали в узкий коридор 1-1.5 метра в ширину и 2-2.5 метра в высоту, где стекали в глиняную трубу, находящуюся под каменной плитой пола и самотоком стекала к небольшим выемкам в полу, над которыми находились колодцы и далее в основные подземные резервуары воды, крупнейший из которых располагался в районе старых турецких бань. Не следует путать с русско-турецкими банями в пер. Красноармейском. Ныне этих бань не существует, на их месте стоит частное домовладение, однако часть сарая в этом домовладении, это часть здания бани, с круглой крышей и древней каменной кладкой.
  • Кяризы недоступны для посещения. Входы в них имеются в некоторых частных домовладениях, они замусорены и залиты нечистотами, сливаемыми в них местными жителями. Хотя кяризы в 1990 году и были взяты под охрану, как памятник древности, в реальности они находятся в очень плачевном состоянии.
  • Кяризы были исследованы Л. А. Моисеевым в 1918—1919 г., а также в 1970-х. г. группой краеведов Э. Рычко и В. Марченко. Их предложение восстановить, реставрировать и очистить водопровод, открыв его как памятник архитектуры было отклонено Горсоветом. На данный момент исследование кяриз ведется небольшой группой энтузиастов — жителей города.

 

 

Караи́мские кена́ссы в Евпато́рии находятся на улице Караимской. Храмовый комплекс крымских караимов занимает 0,25 га и состоит из здания Большой и Малой кенассы (молитвенных домов), здания религиозной школы (мидраш), благотворительной столовой, хозяйственного подворья и нескольких внутренних двориков (Виноградный, Мраморный, Ожидания молитвы, Ритуальный, Мемориальный). Издавна являлся центром религиозной жизни караимов Евпатории. С 1837 года — духовный центр караимов России.

Комплекс кенасс в составе Большой кенассы и Малой кенассы был построен в начале XIX века по проекту Самуила и Соломона Бабовичей. В 1805 году было закончено возведение Большой соборной кенассы, а в 1815 году на месте обветшавшего караимского храма XVI века сооружено здание Малой кенассы.

Обе кенассы представляют собой двусветные здания зального типа с окнами, расположенными в два уровня. В Большой кенасса верхний ряд окон имеет стрельчатое завершение, в Малой — полукруглое. Северные фасады обрамлены остеклёнными арочными галереями-верандами («азара»), где ожидали начала службы старейшины общины. Входы в здания выполнены в форме стрельчатых арок, украшенных резьбой по камню. Кровля зданий — черепичная четырёхскатная.

В 1859 в честь посещения кенасс императором Александром I был установлен мраморный обелиск.

В 1927 году оба храма были закрыты. В 1942 году, во время немецкой оккупации, была открыта Малая кенасса, тогда же в Большой кенассе был воссоздан музей караимов. Последнее закрытие храма произошло в 1959 году.

В разные годы в зданиях комплекса располагались различные советские учреждения: антирелигиозный музей, курсы медсестер, спортивные секции, детский сад, бюро технической инвентаризации, краеведческий музей.

С 1991 г. лидером Евпаторийской караимской религиозной общины является Виктор Захарович Тирияки. По его инициативе был создан фонд восстановления Малой кенассы в Евпатории. В 19981999 гг. он руководил строительными работами по восстановлению памятника.

13 сентября 2005 кенасса была снова открыта.

В 2007 была закончена реставрация мраморного обелиска, на верхушке которого, после длительного отсутствия, был восстановлен двуглавый орёл из позолоты.

Комплекс кенасс — памятник архитектуры XVIII в. государственного значения. В настоящее время в нём проводятся экскурсии, работает караимская библиотека «Карай-битиклиги», а также размещены небольшой музей караимской культуры и кафе караимской кухни под названием «Караман»

 

  • Свято-Николаевский собор

 

 

  • Построен на месте обветшавшего здания церкви Святого Николая Мирликийского в конце XIX века по инициативе благочинного протоиерея Я. Чепурина. Место алтаря разобранного храма отмечено памятным знаком, который находится за алтарём собора. Собор был освящён в 1899 году. Архитектор — А. О. Бернардацци. Над оформлением интерьеров и иконостаса работали художники В. В. Соколовский, С. И. Строев и флорентийский мастер Ваннуки.
  • Свято-Николаевский собор
  • Церковь святого Илии
  •  

  • Греческий храм Святого Илии
  • Храм Святого Илии (Храм Святого Ильи-пророка) — греческая церковь , освящённая во имя святого пророка Илии, находится на самой набережной Евпатории; по дореволюционным понятиям, к западу от неё начиналась новая часть города. Принадлежит Симферопольской и Крымской епархии Московской патриархии.
  • Храм построен в 19111918 гг. городским архитектором А. Л. Генрихом.
  • Слева от входа памятная доска с текстом: «Священномученик Елеазар (Спиридонов) Евпаторийский прославлен в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX в. Подвизался первым настоятелем Свято-Ильинского храма в 1919—1936 гг.».
  • Храм Святого Илии, наряду с мечетью Джума-Джами и Николаевским собором входит в число трёх наиболее значимых архитектурных доминант города, их купола — неотъемлемая и самая выразительная часть открывающегося на Евпаторию вида со стороны моря.
  • В 1899 году в Евпатории был освящен Свято-Николаевский собор, однако он не мог полностью удовлетворить потребности православного населения. Греческая община города обратилась в Думу с просьбой выделить землю для строительства еще одного православного храма. В ответ на эту просьбу в 1901 году общине городом возле набережной было бесплатно передано 600 квадратных саженей земли. К 1907 году был готов проект храма, автором которого стал городской архитектор А. Л. Генрих. Традиционно храмовые сооружения строились на пожертвования верующих. Но средства на постройку новой церкви поступали слишком медленно, что вынудило евпаторийскую греческую общину обратиться в Думу с просьбой о выдаче субсидии в сумме 5 тысяч рублейСемён Эзрович Дуван, губернатор Евпатории, дал согласие выплачивать субсидию частями (по 1 тысяче рублей в год), а лично от себя пожертвовал 400 рублей и бронзовую люстру для церкви. За помощь в строительстве храма Дуван был награжден Его Величеством Королём Греции Крестом Святого Спасителя. Строительство храма началось 6 июня 1911 года и продолжалось до 1916 года под руководством автора проекта, архитектора А. Л. Генриха. 30 июня 1918 года здание церкви было освящено в честь пророка Илии. Внутреннее устройство храма из-за недостатка средств длилось почти 10 лет и было окончено уже с началом гонений на Церковь.

    В отличие от затейливого Николаевского собора греческая церковь смотрится довольно просто: гладкие темноватые стенки из пиленого ракушняка, большие лаконичные детали фасадов. Храм построен вгреко-византийском стиле, поэтому традиционно план имеет вид креста. Здание церкви возвышается на высоком цоколе, что, несмотря на небольшие размеры здания, делает его вид более внушительным.Купол покоится на восьмигранном барабане, каждая грань которого заканчивается фронтоном. Украшают храм тонкие пилястрыполуциркульные арки, тройные окна с витражами. С восточной стороны расположена пятигранная апсида, главный вход оформлен в виде арки, опирающейся на две полуколонны. Примечательна трехъярусная колокольня, которая значительно выше основного купола.

    После революции церковь оставалась действующей. Её прихожане были греческими подданными, поэтому власть не сразу применила силовые приемы. Сначала постановили, что колокольный звон — явление неприемлемое для социалистической действительности, поэтому сняли колокола. Община решила защищать свой храм, для этого отправила в Москву к греческому консулу письмо с просьбой о помощи. Отвёз письмо председатель церковной двадцатки Савва Фёдорович Кириакиди. Это обращение привело власти Евпатории в ярость, они обвинили греческую общину в клевете. В 1936 году договор с греческим обществом расторгли из-за того, что прихожане не сумели отремонтировать здание. У государства денег также не нашлось, и храм закрыли. С конца 1950-х годов в здании храма организовали спортзал. В 1959 году была разрушена звонница.

    На одной из стен церкви виден след от снаряда  - это след от шрапнели, выпущенной с турецкого крейсера "Мидилли" (переименованный германский "Бреслау") 24 апреля 1916 года по старому стилю. На этой набережной 5 января 1942 года произошла высадка Евпаторийского десанта.

    За время господства советской власти храму был нанесён урон. Восстановительные работы ещё не закончены.

    К юбилею Евпатории в 2003 году колокольню восстановили, был установлен новый колокол. Его отливали на днепропетровском предприятии «Благовест-1». Высота колокола составляет 89 см, диаметр — 84 см, на поверхности — надпись: «Сей колокол отлит в честь 2500-летия богоспасаемого града Евпатории в лето 2003 от Рождества Христова для храма пророка Илии».

    На территории храма установлен Памятный крест жертвам красного террора зимы 1918 года. На пьедестале креста установлена мемориальная табличка с надписью: «Поставлен сей Честный Крест во имя Святые Троицы в память о 40 расстрелянных и 800 казнённых большевиками на кораблях „Трувор“ и „Румыния“ в Евпатории в марте 1918 года и всех новомученников во время лютых гонений за веру и Отчизну пострадавших. Благословением митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, усердием настоятеля храма протоиерея Георгия Куницына в ноябре 2009 г. Святые подвижники благочестия, молите Бога о нас!»[1]

     

  • Армянская церковь Сурб Никогайос
  • Церковь Сурб Никогайос (Святого Николая) расположена на улице Интернациональной, в глубине застройки старого города. Церковь была построена в 1820 году. В архитектуре храма великолепно сочетаются традиции армянского народа и русского классицизма. Здание возведено из гладко отёсанных блоков белого известняка. Некогда это была купольная базилика, три её нефа перекрыты сводами, алтарная часть завершена полукруглой апсидой. Покоившиеся на 4-х колоннах восьмигранный барабан и купол утрачены. Фасады здания сохранились лучше, примечательно сочетание оконных проёмов различных форм, расположенных в два уровня. Над нижним рядом прямоугольных окон, оформленных наличниками со стрельчатой бровкой, расположен ряд круглых проёмов. На восточной стене сохранился хачкар — рельефное изображение процветшего креста, непременный атрибут армянской культовой архитектуры.
  • Путешествуя по Крыму в 1825 году, видный армянский путешественник, этнограф, член конгрегации мхитаристров Венеции Минас Бжишкян говорит о существовании в Евпатории армянской общины, состоявшей из 90 армянских домов с недостроенной церковью св. Никогайоса. «18 июня 1817 г. на месте первой церкви они основали нынешнюю каменную церковь того же имени, воздвигнутую величественно на широких арках; церковь имеет три двери и колонный двор; но до сих пор остаётся без крыши; армяне богослужение проводят в часовне.» В Евпатории до 1778 года уже существовала церковь святого Никогайоса, позднее сожженная татарами. Строительство новой церкви было завершено, как считает В. А. Микаелян, только в 30 — 40-х годах XIX века. Однако определение времени сооружения храма вызывает сильные сомнения Так, Н. Мурзакевич, описывая поездку в Крым в 1836 году, рассказывает: «По примеру караимов, построивших красивую синагогу, и они [армяне] было принялись строить красивую церковь; но по недостатку денег не кончили её».
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии